Тягачи DongFeng в России

Тяжелые грузовики Dongfeng были среди первых китайских автомобилей, которые начали экспортироваться в Россию в середине 2000-х годов. Когда сервисная сеть для китайских автомобилей только начинала развиваться, других вариантов поставок машин практически не было, кроме самосвалов. Эти самосвалы использовались на местных объектах для коротких транспортировок, а наиболее ответственные дилеры даже организовывали мобильные ремонтные и сервисные бригады. Подобный сервис для магистральных тягачей, совершающих поездки по всей территории страны, был невозможен.

В условиях современного российского рынка тяжелых грузовиков перевозчики вынуждены рассматривать китайские седельные тягачи для обновления автопарка. Особое внимание привлекает флагманская модель Dongfeng GX DFH 4180 4х2 от компании Dongfeng Trucks. Следует подчеркнуть, что современные тяжелые грузовики Dongfeng являются результатом сотрудничества с Volvo Trucks и Cummins Inc. Хотя чистые грузовики Volvo из Китая не выходят на рынок, стратегическое сотрудничество позволило создать инновационную модель тягача.

О двигателе

Компания Dongfeng Trucks разрабатывает и производит двигатели самостоятельно, включая 11-литровый двигатель DDi11S, аналогичный двигателю Renault Trucks dCi11. Для ряда моделей грузовиков, предназначенных для специфических рынков, могут использоваться двигатели сторонних производителей, такие как Weichai WP12 и Weichai WP13 с мощностью 450, 480 или 520 л.с. Однако основными для Dongfeng Trucks являются двигатели Cummins. В Китае располагаются пять заводов, участвующих в производстве моторов Cummins, включая совместное предприятие Dongfeng Cummins Engine Company (DCEC) в провинции Хубэй. Открытое в 1996 году, оно производит двигатели серии B4.5 и В6.7, шестициллиндровые C8.3, а также Cummins L и ISLe 8.9, используемые как в автомобилестроении, так и в промышленности. Самым мощным двигателем завода DCEC является Z13, также известный как QSZ13/ISZ13. Выпуск этих двигателей начался в 2015 году, и завод способен производить более 80 тысяч 13-литровых дизельных моторов ежегодно. Разработаны они специалистами Cummins Inc. в Англии, но все производство осуществляется в Китае. При создании двигателей Dongfeng Cummins QSZ13/ISZ13 был учтен опыт эксплуатации двигателей Cummins и других европейских производителей.

Комплектация тягачей

На данный момент комплектация модели Dongfeng DFH4180 фиксирована и включает в себя все необходимые элементы, востребованные автоперевозчиками. Используется один двигатель – рядная шестициллиндровая модель Cummins Z14EVIE520 объемом около 13,5 литров с мощностью 520 л.с. и крутящим моментом 2500 Нм. Вместе с этим двигателем работает роботизированная коробка передач ZF Traxon модели 12TX2620 AMT, ресурс которой составляет внушительные 1,6 млн км. Такая комплектация обеспечивает возможность как медленного маневрирования на стоянке, так и более динамичного движения. Расход топлива у данных грузовиков сопоставим с европейскими аналогами.

Удобство водителю

Всем седельным тягачам Dongfeng присущи исключительно автоматизированные механические коробки передач. Чистая механика встречается только на самосвалах Dongfeng KC6х4 и Dongfeng KC8х4, где используется полностью синхронизированная 12-ступенчатая коробка Fast Gear 12JSDX240TB с диапазоном чисел от 15,53 до 1,00. Dongfeng Trucks также выпускает собственные коробки передач. Например, тягач Dongfeng Tianlong KL может быть оснащен либо 14-ступенчатой механической коробкой передач, либо 14-ступенчатой автоматизированной коробкой передач DT1420.

На ранних партиях тягачей Dongfeng GX DFH 4180 4х2 устанавливали 12-ступенчатые автоматизированные коробки передач ZF12TX2620 AMT с диапазоном чисел от 16,7 до 1,0. Маркировка ТХ показывает, что это модульные коробки серии Traxon от ZF, которые также применяются на автомобилях MAN, DAF и IVECO. Однако на тягачи Dongfeng GX 4х2 эти коробки производятся по лицензии в Китае. Тем не менее, это всё те же ZF Traxon, которые более интеллектуальны и быстры по сравнению с предыдущими ZF AsTronic. Программное обеспечение Traxon может быть интегрировано с системами типа Predictive powertrain control от Mercedes или I-See от Volvo, что снижает расход топлива и облегчает управление. В отличие от ZF AsTronic, ZF Traxon имеет режимы «накат» и «раскачка». В России коробка ZF12TX2620 AMT теперь ставится на доступные модели Dongfeng KX 4х2, а на флагманский Dongfeng GX установлена автоматизированная коробка Eaton EHDM-26N112C.

Ранее грузовики с этими коробками не поставлялись в Россию. Ожидается, что эта коробка также производится в Китае по лицензии американской фирмы Eaton Cummins Automated Transmission. В США существует серия 12-ступенчатых автоматизированных коробок Eaton Endurant HD N, и теперь их выпускают и в КНР с числовым диапазоном от 14,43 до 0,77, что делает их более экономичными. Важно отметить, что одной из характерных особенностей коробок передач Eaton всегда было наличие двух промежуточных валов, что обеспечивает высокую надёжность. Коробку Eaton EHDM-26N112C устанавливают не только на модели Dongfeng Trucks, но и на новом капотном тягаче Shaanxi Xide-Yan 490 4х2 компании Shaanxi.
Оси выпускаются совместным предприятием Dongfeng Dana. Передняя ось предлагается в двух вариантах: с нагрузкой на 9,5 т и 7,5 т. Задний мост — 13-тонный, с гипоидным редуктором i = 2,63 и блокировкой дифференциала. Все тормоза дисковые, разработаны фирмой Knorr-Bremse. В стандартную комплектацию входит трансмиссионный замедлитель Voith.

Применяется схема задней пневмоподвески с четырьмя баллонами, которая сложнее и дороже, но обеспечивает большую надёжность и мягкость. Такую схему используют на Volvo FH и MAN TGS/TGX. Для управления пневмоподвеской применяются компоненты от Wabco. Пневмобаллоны установлены на двух продольных кованых двутавровых балках, а кронштейны нижних реактивных штанг напоминают аналогичные элементы Volvo FH.

Партнёрство Dongfeng Motor Group и Volvo Group

Когда вспоминаешь тяжеловесные грузовики Dongfeng, впервые появившиеся в России в середине 2000-х, сразу становится очевидной их японская кабина. В те годы кабины самосвалов Dongfeng DFL3251A 6x4 были вполне приемлемы, а магистральные тягачи из Китая почти не встречались. Однако в 2013 году произошло значительное событие — Dongfeng Motor Group и Volvo Group основали стратегический альянс под названием Dongfeng Commercial Vehicle Company, где шведы получили 45% доли. Осенью 2014 года на выставке IAA в Ганновере был представлен магистральный тягач Dongfeng KX 6x4 Kinland Flagship, который значительно превосходил своих предшественников.

В тягаче Dongfeng GX 4х2 используется каркас кабины Volvo FH шестого поколения, впервые появившийся на конвейере в Гетеборге в 2013 году. Чтобы оценить соответствие этой кабины стандартам Volvo, достаточно сравнить её с Volvo FH или измерить внутренние размеры: ширина по стеклам дверей — 232 см, длина от лобового стекла до задней стенки — 212 см, высота от пола до потолка над головой водителя — 201 см. Тоннель двигателя поднимается на 12 см. Сравнение этих размеров с Volvo FH показывает их значительное сходство.

Даже спустя десятилетие после появления модели 2013 года, кабина Volvo FH продолжает оставаться одной из лучших для дальнобойных грузовиков благодаря своей просторности, безопасности и продуманному интерьеру. В Dongfeng GX 4х2 удалось сохранить все характерные для Volvo FH ящики, шкафчики, полочки и другие места для хранения, которых здесь также много. Единственное различие — это отсутствие двухуровневого расположения ящиков на боковых панелях кабины, как у Volvo FH. Хотя интерьер не является полной копией Volvo, качество изготовления и материалов на высшем уровне. Без знания, что это китайский грузовик, и без внимания к эмблеме, легко не заметить его азиатское происхождение.